Информационный бюллетень

ИСТОРИЯ  БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

 

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других посетителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства появились профессиональные чиновники, которые по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание  как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине ХХ1V века д.н.э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артхашастра» опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в 1V веке д.н.э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового  поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых», «Не присваивайте незаконно имущества друг  друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» и т.д.

Однако, начиная с конца ХV111 века, на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В  частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 году, получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать все большее влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и  государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызвать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении Х1Х – ХХ веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине ХХ века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким  уровнем коррупции более ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е годы сопровождалась вопиющими должностными  злоупотреблениями.

Как известно, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) была принята Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция от 21.11.2003 N A/RES/58/4). Конвенция представляет собой фундаментальный многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением, и призвана не только описать проблему, но и усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.

Конвенция была открыта для подписания 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на политической конференции высокого уровня, созванной специально для этой цели. На продолжавшейся 3 дня конференции Конвенцию подписали около 100 государств. День начала конференции был объявлен Международным днем борьбы с коррупцией. В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005 года - на 90-й день после ее ратификации 30 участниками. В целях координации усилий государств - участников Конвенции была учреждена специальная постоянно действующая Конференция. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC).

Россия, в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003 года, ратифицировала ее в 2006-м (третьей среди стран "Большой восьмерки"). Руководитель российской делегации на конференции в своем выступлении, в частности, отметил, что Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями. Также он сообщил, что решением Президента Российской Федерации в ноябре 2003 года уже образован Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, основной задачей которого является определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Однако затем Россия заняла особую позицию, не ратифицировав п. 20 Конвенции ООН против коррупции, который дает определение понятию "незаконное обогащение".

Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день подписания Конвенции ООН против коррупции. Впервые был отмечен 9 декабря 2004 года. В 2001 году в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года.

Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека. Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Год назад под эгидой ООН во многих странах мира прошли демонстрации, встречи и семинары, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

"Все граждане, обеспокоенные это проблемой, не должны оставаться пассивными жертвами разрушительного эффекта коррупции", — заявил директор Управления ООН по наркотикам и преступности.

Он добавил, что усилия по предотвращению и пресечению коррупции можно укрепить путем присоединения государств, которые еще не сделали этого, к новой Конвенции ООН против коррупции.

На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств и ратифицировали около 80. Среди тех, кто ратифицировал и, следовательно, стал ее участником, — Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Латвия, Россия, Таджикистан и Туркменистан.

Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

В соответствии с Конвенцией государства должны добиваться того, чтобы их должностные лица были неподкупными, честными и ответственными. За ориентир предлагается взять Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, одобренный Генеральной Ассамблей ООН еще в 1996 году.

Конвенция обязывает страны предупреждать и пресекать трансграничные переводы незаконно приобретенных активов и укреплять международное сотрудничество в деле их возращения.

 

УРЛС МВД по Удмуртской Республике

 

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России