Дифференцированный подход к профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях.

 

 

Термин профилактики наркомании.

 

Основные целевые группы, в отношении которых проводятся профилактические воздействия в образовательном учреждении – учащиеся, педагогические работники, члены семей учащихся.

 

Одним из основных принципов ведения работы по профилактике наркозависимости в условиях образовательного учреждения является дифференцированный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Усугубление наркологической ситуации, в частности, тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует ведения профилактической работы уже с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, т.е. до наступления «критического» подросткового возраста.

В основу профилактики должен быть положен принцип опережающего обучения. Работа с детьми в этом возрасте должна предварять реальный этап возможного наркогенного заражения и учитывать факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения, более актуальные для последующего возраста. На этом положении основывается такой механизм превентивного обучения, как «психологическая прививка». Так, если в подростковом возрасте одной из наиболее частых причин приобщения к употреблению ПАВ является невозможность противостоять групповому давлению сверстников, то обучение навыкам сопротивления групповому давлению (в условиях ситуативного тренинга) нужно начинать уже в начальной школе.

 

Разговор о психоактивных веществах с детьми этого возраста должен быть четким и понятным им. Большинство детей интересуются тем, как устроено их тело, как работают различные органы. Акцентируйте внимание ребенка на том, как положительно действуют на организм человека полезные вещи и как разрушают его вредные. Помогите ребенку понять, почему лекарства спасают больного человека, а наркотики делают здорового больным. Ребенок в этом возрасте должен знать:

·        что существуют наркотики и какой вред они могут принести;

·        правила, существующие дома и в школе по отношениям к наркотикам;

·        почему так важна осторожность при виде незнакомых (и, возможно, опасных) лекарств и других препаратов.

 

Таким образом, работа с детьми младшего школьного возраста  направлена на воспитание у них общей культуры здоровья на основе понимания совершенности и уникальности человеческого организма.

 

 

Средний школьный возраст. 

 

         Большую роль в этом возрасте играет окружение, в первую очередь, друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отно­шение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети про­буют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

         Самое важное в этот период — постараться воспитать в учениках незави­симость, способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.

 

В этом возрасте дети должны:

    знать, что существуют наркотики и понимать, к каким последствиям ведёт их употребление;

    уметь объяснить, почему они не хотят употреблять наркотики;

    уметь предлагать друзьям разные формы общения, и избегать «сомнительных» компаний.

 

Таким образом, работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков, обучение их новым формам поведения. Подросток получает представление о самом себе, учится общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

 

 

К   концу школы дети должны:

    знать о возможности траги­ческого  исхода  от  приёма наркоти­ков;

    понимать, что многие тяжёлые заболевания напрямую связаны с наркоманией;

    знать о пагубном влиянии наркотиков на развитие плода и течение беременности;

    понимать,    что  наркотическое состояние ведёт к со­вершению   преступлений,   к дорожно-транспортным про­исшествиям;

    чётко  осознавать  опасность, которую наркомания несёт обществу.

 

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей (здоровье, семья, дружба и т.п.), препятствующих вовлечению подростка в наркогенную ситуацию.

 

Помимо возрастных, профилактическая работа должна учитывать индивидуальные особенности детей. Особенно ярко этот принцип проявляется в содержании и формах работы в зависимости от степени вовлеченности детей в проблему наркотизации.

Форма организации работы напрямую зависит от объекта воздействия: если общая воспитательная работа позволяет ограничиться вкраплением в общеобразовательный цикл элементов, связанных с проблемой наркомании, то работа с детьми группы риска должна вестись более интенсивно.

 

Форма проведения занятий по профилактике наркозависимости может быть как индивидуальной (в форме консультаций или коррекционных занятий с детьми из группы риска, имеющими противопоказания к участию в групповой работе), так и групповой (фактически – это тематический семинар с элементами тренинга).

 

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде выделяет 2 стратегии: негативно ориентированную профилактику – акцент ставится на отрицательные последствия приема ПАВ и позитивную профилактику, целью которой является воспитание личностно развитого, способного справляться с психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ человека (приоритетна). 

 

В целом работа по профилактике наркозависимости на уровне школы предполагает:

- внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование у учащихся ценностей ЗОЖ и мотивов оказа от пробы наркотиков;

-  расширение спектра досуговых мероприятий за счет совершенствования системы дополнительного образования;

-  создание и внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ уч-ся.

 

 

Цель профилактики – воспитание успешного человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем. Именно так, широко, следует ставить профилактическую задачу, а не сосредотачиваться узко на профилактике зависимости от ПАВ.